«Журнализдика»: украинские медиа по-новому, побыстрее и подешевле

«Журнализдика»: украинские медиа по-новому, побыстрее и подешевле

12:40,
19 Лютого 2015
7355

«Журнализдика»: украинские медиа по-новому, побыстрее и подешевле

12:40,
19 Лютого 2015
7355
«Журнализдика»: украинские медиа по-новому, побыстрее и подешевле
«Журнализдика»: украинские медиа по-новому, побыстрее и подешевле
Сложилась именно такая ситуация: пока вполне опытные журналисты, имеющие понятие о теории массовых коммуникаций, необходимом качестве текстов и стандартах работы с информацией, обивают пороги в поисках работы, в СМИ приходят трудиться те, кто подешевле.

«Имеются способности писать в жанре черного пиара. […]Разрабатывал положительные и отрицательные образы для публичных персон под заказ и еще: критиковал неоправданный пафос и псевдо-гламур, а также лже-кумиров созданных искусственным путем, т. е., раскрученных масс-медиа; выбирал наиболее расположенную к манипуляции с сознанием целевую аудиторию для агитации и пропаганды, мониторил соответствующие для этого СМИ, соц.сети; готовился и проводил интервью. Внедрялся в доверие к оппоненту, провоцировал агрессию или другую реакцию, в зависимости от ситуцации […]»

«Стажер-журналист. […]Практика в качестве ведущей:робота в эфире,стиль импровизации,разножанровый контент.Работа в новостном жанре.Умение отделять главные новости от другорядных,умение искать сенсации,создавать краткие и лаконичные заголовки,умение работать с материалом любой сложности.Работа на выездных съемках.Умение быстро ориентироваться в ситуации. […] КНУКиМ, Институт Кино и Телевиденья, Тележурналист, Киев. Дополнительные курсы по актерскому мастерству.Занятие бально-спортивными танцами (КМС). Фотосъемки в качестве модели.»

Лексика и орфография авторов сохранена.

Ежедневно множество редакторов получают в свои почтовые ящики массу таких резюме от людей, называющих себя журналистами. И все чаще и чаще опытные журналисты слышат от знакомых: «Работу ищешь? Не иди ты в эту журналистику, что тебе в ней — одно вранье!». И спрашивают этих знакомых: «А ничего, что журналистика — это мой диплом и моя профессия? А может, одно вранье потому, что я там не работаю, а пороги в поисках обиваю?»

Сложилась именно такая ситуация: пока вполне опытные журналисты, имеющие понятие о теории массовых коммуникаций, необходимом качестве текстов и стандартах работы с информацией, обивают пороги в поисках работы, в СМИ приходят трудиться те, кто подешевле.

У собственников огромного количества СМИ и сайтов а-ля СМИ сейчас есть удобная возможность: удешевить «новостные» должности не только до уровня начинающего, но хотя бы дипломированного журналиста, но и до уровня «журналиста»-нежурналиста, человека, который перед этим был, например, оператором колл-центра или продавцом в цветочной лавке. Это не преувеличение: именно такие «специалисты» приходят работать в украинские СМИ. Множество людей, работающих на журналистских и редакторских позициях, не имеют ни соответствующего диплома, ни необходимого представления об этой профессии.

Диктует ли такую ситуацию экономика? Конечно, у многих собственников СМИ появляется искушение набрать на должности самых дешевых специалистов, а самые дешевые — это те, кто «хорошо писал сочинения в школе» или же «просто очень хочет стать журналистом». Почему бы им не подсобить, а себе — не удешевить процесс? Кризис ведь, а тем более война — она все спишет!

Поступая таким образом, собственники и главные редакторы создают прецедент. Любой непрофессионал, хотя бы пару недель поработавший в должности «журналиста» или «пиар-менеджера», даже если вы его потом прогоните за профнепригодность, в своем резюме отныне будет писать, что он — «журналист», и у него есть «пруфы». А это значит, что, даже несмотря на профнепригодность, у него есть формальный шанс остаться в профессии. Как бы неважно, что этот человек не имеет понятия ни о теории журналистики, ни о ее истории в Украине и мире, ни о жанрах журналистского творчества, и даже писать грамотно не умеет — главное, что он дешев.

Тем не менее, главные редакторы и собственники открывают двери в журналистику именно таким. И профессиональные журналисты, умеющие и писать, и думать, и понимать профессию, знающие законодательство и стандарты, способные отличать черное от белого, остаются не у дел, не выдерживая конкуренции «рублем», когда рынок заинтересован в дешевизне работников. Читателям и зрителям эти отраслевые склоки безразличны: они — потребители, им важен результат. Потребив «результат» деятельности «думающих, что они — журналисты», читатель и зритель ставит диагноз: «журнализды», и теряет остатки уважения к этой профессии.

Сейчас в Украине действительно все меньше и меньше редакций и продакшнов, которые ратуют за качество и не берут на журналистские и редакторские должности случайных пассажиров, не имеющих к профессии отношения. Все больше редакций, сайтов, берущих кого угодно. И поскольку рынок медиа и так не слишком-то развит и идти особо некуда, обученным своему делу профессиональным журналистам места в нем практически совсем не остается.

Распахивая двери в профессию самым дешевым работникам, думают ли собственники и главные редакторы о том, что одна из функций журналистики — формирование общественного мнения? Размышляют ли о том, действительно ли могут формировать общественное мнение бывший продавец из цветочной лавки, оператор колл-центра или безграмотно пишущий молодой человек с авантюристским характером? Наверняка найдутся главные редакторы, которые ответят, что — нет, не могут. Но найдутся и такие, которые об этом и не задумывались никогда. Почему? Потому что таковы сами — не журналисты, не редакторы, а бывшие разные другие. Такие времена: одобряемый «сверху» хаос, почему бы не воспользоваться и не зарабатывать тем, что «умеешь хорошо писать»?

С главными редакторами понятно: если профессия превратилась в проходной двор, в нее неизбежно попадают люди, раньше не имевшие к ней отношения, люди с несоответствующим опытом и образованием. Однако даже среди них есть те, кто, работая, стремится изучать и соблюдать стандарты профессии, законодательства, информационной работы, в частности, жанровые и речевые требования. Таких, если посчитать даже навскидку, в процентном соотношении — мало, но они есть.

Но есть и другие — те, кто считает, что украинская журналистика именно с них началась. Неважно, что об украинской журналистике и о журналистике как профессии и науке они не имеют никакого представления — а зачем, если сейчас такие времена, когда назвать себя журналистом в Украине может практически каждый? Мало смысла — напоминать, что от такого положения дел очень много теряет конечный потребитель — зритель, читатель. Он постоянно получает непроверенную, лживую информацию, теряет понятие о норме, качестве грамотного, профессионального журналистского сообщения. И он рано или поздно таки начинает именовать медийщиков «журнализдами» — потому что, получая нынешнее качество медийных сообщений, ничего, кроме презрения, к журналистам не испытывает.

Но причины такого положения дел — не только врынке, в экономике. Есть и образовательный фактор, точнее, «фактор невежества». Отсутствие понимания критериев качества журналистской работы, квалификационных требований к профессиональному журналисту украинские эйчары мастерски подменяют «требованиями рынка». На самом же деле, у рынка нет никаких требований, кроме дешевизны сотрудника и его максимальной лояльности конкретному формату. У рынка нет квалификационных требований — есть только частные случаи.

Квалификационные требования есть в профессиональной журналистской среде, и, конечно, они учитываются при подготовке журналистов в профильных заведениях. Однако эйчары все это игнорируют: ожидания эйчара — это всегда вот такой частный случай, и ради достижения частной цели, как правило, специалисты по набору персонала запросто готовы пожертвовать любыми профессиональными категориями, наработанными отраслью медиа за всю ее историю.

Экспертные медийные организации этой проблемой, похоже, не взволнованны: еще недавно казалось, что профессиональная среда настолько сильна, что запросто «вытеснит» всех, неспособных соблюдать журналистские стандарты. Вышло наоборот: в профессию пришли люди, которые не умеют правильно писать -ться в глаголах и информационную работу представляют как «то же самое, что писать сочинение в школе». А вытесненными оказались как раз профессиональные журналисты и редакторы, только лишь потому, что стоят дороже.

Результат — медийный продукт зачастую такого качества, которое уже не укладывается в рамки понятий о продукте медиа. Рост количества сайтов, работающих как медийные, — это иллюзия развития рынка. Но на деле — нет, поскольку большинство всех этих сайтов не производят контент, который может быть назван журналистским. Наступление времен, когда количество перейдет в качество, вроде бы неизбежно — но к этому времени украинская журналистика лишится многих профессиональных людей, которые уйдут в другие отрасли, хотя при чуть более благоприятных условиях вполне могли бы остаться в своей профессии и составить сильную конкуренцию «журнализдам».

ГО «Детектор медіа» понад 20 років бореться за кращу українську журналістику. Ми стежимо за дотриманням стандартів у медіа. Захищаємо права аудиторії на якісну інформацію. І допомагаємо читачам відрізняти правду від брехні.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування ідей та створення якісних матеріалів, просувати свідоме медіаспоживання і разом протистояти російській дезінформації.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
keepers-force.clan.su
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
2019 — 2024 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду