Медиа: как это делается в Одессе

Фото: rupor.od.ua

ОО «Телекритика» решила к концу 2014 года поинтересоваться состоянием медиарынка в ключевых областях страны. Мы попросили наших местных корреспондентов (часть из которых решила воспользоваться псевдонимом) рассказать, что изменилось по сравнению с 2013 годом, повлияли ли политические события на позиционирование ведущих СМИ региона, как они переживают экономические катаклизмы. Готовы ли региональные медиа к большей прозрачности собственности на них, к выживанию при отказе от джинсы и/ или пиара собственников и так далее. Этот цикл мы начинаем статьей из Одессы.

Поговорка про то, что на одесском Привозе можно купить все, включая атомную бомбу, возможно, и справедлива в отношении бомбы. Но вот относительно одесских медиа она неактуальна. Несмотря на кажущееся богатство выбора, которое может только сниться многим регионам. Так, в Одессе зарегистрировано свыше 30 региональных телерадиокомпаний, из которых в эфире и кабеле транслируется 28. Из 550 зарегистрированных в области печатных СМИ регулярно выходит около трети. Также в Одессе трудно поддающееся учету количество сайтов, около полусотни которых регулярно входят в региональную ленту агрегатора «Укрнет». Возможная причина этого разнообразия — отсутствие одной-двух ФПГ, как это случилось в Донбассе, которые подмяли под себя или просто уничтожили экономическими и не очень методами все живое, оставив только то, что дышит по команде.

В Одессе никто не смог совершить подобного, однако и здесь слово «рынок» — одно из наиболее неподходящих для описания ситуации, сложившейся в СМИ региона много лет назад, хоть и меняющейся, но достаточно фрагментарно.

Добавьте к этому наличие собкоров, целых корпунктов или редакций региональных выпусков практически всех общенациональных телеканалов и массовых газет типа «Сегодня», «КП в Украине» или бесплатки «Вести», и станет ясно, что рынок новостей перенасыщен носителями информации, в отличие от самой информации. Следовательно, существование значительной части медиа обусловлено не тягой к ним аудитории, а интересами их хозяев, выходящими далеко за рамки скучного зарабатывания денег.

Возможно, поэтому хозяева (чаще всего закулисные) одесских медиа очень неохотно расстаются со своими относительно недорогими активами. Если и возникает у кого-то желание их купить — цены выставляются настолько нереальные, что проще и дешевле создать новое СМИ с нуля. Тем более что все равно его придется дотировать. Ни для кого не секрет, что рекламный рынок региона не способен накормить и обогреть такое количество медиа, поэтому единицы из них, находящиеся выше черты рентабельности, заслуживают особого внимания.

«Акулы эфира»

Характерной чертой одесского медиапространства являются попытки создания медиахолдингов, в которые, помимо нескольких телеканалов, входят печатные СМИ, интернет-сайты (как этих медиа, так и отдельные проекты), FM-радио, свои пресс-центры или информагентства.

До недавнего времени «первым среди равных» одесских олигархов, использующих медиа не как бизнес, а в качестве политического инструмента, эксперты безоговорочно называли народного депутата Сергея Кивалова. Ему приписывают контроль над телеканалами «Репортер», «Академия», «Третий цифровой», долю в канале «Здоровье», а также контроль над сайтом «Репортер», радиостанцией «Маяк. Одесса», газетой «Слово» которые, опять же, до относительно недавнего времени занимали агрессивно антиукраинскую позицию. При этом оба «Репортера» довольно сдержанно рассказывают о происходящем в городе и области, как бы отделяя их от всеукраинского негатива, практически не критикуя ни городскую, ни областную власти. Отличительная особенность — все медиа постоянно информируют общественность о деятельности, главным образом словесной, самого Кивалова. В их картинке мира Кивалов хоть и оказался в последние несколько месяцев после выборов не у дел, но продолжает оставаться исключительно выдающимся одесситом, благотворителем и заодно почетным ректором Национального университета «Одесская юридическая академия» и ее учебных заведений-спутников.

Опять же, до недавнего времени, главным конкурентом Кивалова, как в борьбе за право называться самым «российсковерноподданным» для получения моральных и материальных преференций у северного соседа, так и за право контролировать соответствующую аудиторию, сражался Игорь Марков. Как съязвил по поводу этого уже легендарного соперничества автор сайта Happymisto.od.ua Михаил Мейзерский, «досвід багатьох одеських редакторів свідчить, що тільки прізвища Ківалова і Маркова, а також ну зовсім нетрадиційні товари/послуги є вагомими самостійними факторами привернення уваги до PR-повідомлення». Однако черная полоса, начавшаяся с ареста Маркова при Януковиче, лишением сначала депутатской неприкосновенности, а потом и статуса нардепа, долгим содержанием под стражей, выездом в Россию после освобождения при власти Турчинова, поставила крест на его любимом детище — эфирной и кабельной версиях телеканалах ATВ, потерявших лицензию. Поговаривают, что эти неприятности случились не без участия его конкурента. На сегодня частота принадлежит ООО «Телерадикомпания НБМ» (5 канал), которая победила в конкурсе на частоту 57-го телеканала, вещающего на территории Одессы, Ильичевска, Теплодара, Южного, Овидиопольского, Беляевского и Коминтерновского районов Одесской области.

В активе Маркова, одиозного сторонника «Новороссии», на сегодняшний день — сайт http://timer.od.ua/. Сайт, по мнению вашего автора, является пропагандистом идей сепаратизма, информационно поддерживая террористов и оккупационные войска России. Игорю Маркову или его брату Олегу приписывают и отношение к http://info-center.od.ua/ — еще одному, на взгляд автора, антиукраинскому сайту, главный редактор которого — активист антиукраинского Куликова поля Евгений Анохин, которому в октябре 2014 года предъявили обвинение по новой, недавно введенной статье Уголовного кодекса — ст. 258-3 (создание террористической группы или террористической организации), и к http://otkat.od.ua/ — который, по инсайдерской информации, финансируется Олегом Марковым. Оба брата по-прежнему конфликтуют с мэром Геннадием Трухановым и народным депутатом Сергеем Киваловым. Поэтому сайт не жалует всех подряд, особо деятельность председателя ОГА Игоря Палицы и двух вышеуказанных персон.

Новый мэр Одессы — Геннадий Труханов — достойный продолжатель дела еще одного из плеяды птенцов межигорского гнезда — экс-нардепа, экс-мэра, утратившего доверие Януковича и должность аккурат после ареста Маркова, Алексея Костусева. Костусев, кстати, недавно расстался с 7-м каналом, перешедшим под контроль некоей группы лиц, в том числе и бизнесмена — Аднана Кивана, который является самым крупным застройщиком Одессы, и телеканалом «Плюс», до этого формально входившего в медиагруппу «Глас». Труханов тоже — «не первый, но и не последний» на медиапросторах Одессы: в его «холдинг» входят телеканалы «Глас», «Страна Советов», «Плюс», радио 106,6, сайт http://www.odessit.ua/. И он сам, и его медиа, до избрания Труханова мэром, поддерживали Антимайдан, Куликово поле и пророссийский сепаратизм в Одессе. С момента избрания все медиа стали занимать подчеркнуто нейтральную политическую позицию.

Свою немаленькую медиаимперию в свое время выстроил Андрей Азаров — глава карманной и карликовой Всеукраинской партии «Народного доверия», набирающей десятые доли процентов на выборах, в которых участвует и сам владелец системы предприятий — Azarov Group. Андрей Азаров также известен общественности как директор «Первого кредитного общества», а также именно из-за конфликта с Андреем Азаровым бывший глава Госфинуслуг Василий Волга оказался в тюрьме на шесть лет. В холдинг входят телеканалы: «100% News», «Общественное независимое телевидение», «Реноме». С недавних пор у вышеуказанных каналов начались проблемы с выходом в эфир, причиной тому стал хозяйственный спор с собственником арендованного под студию помещения. Печатные СМИ: деловой журнал «100%», журналы Mandarin, «Свадебный», Boss, MKIDS, «Свадебный De Luxe», Информационное агентство видеоновостей «100% News», информационное агентство RegioNews Odessa. Смысл существования группы ясно изложен в хвалебной характеристике на сайте ИА RegioNews: «Медиахолдинг 100%, по оценкам независимых экспертов, сегодня является самым крупным информационным рупором Одессы. Из-за системного подхода, как в бизнесе, политике и общественной деятельности, Андрея Азарова, за глаза, называют крепким орешком за то, что об него сточили свои зубы Анатолий Ворохаев, Эдуард Гурвиц, Василий Волга и некоторые другие, кто посчитал, что они смогут…»

Из проукраинских собственников медиа достойны упоминания «ДумскаяTV» и сайт http://dumskaya.net — которые ассоциируют с экс-председателем Одесского областного совета, ныне нардепом от Блока Петра Порошенко Алексеем Гончаренко, сыном бывшего мэра Одессы Алексея Костусева.

Сюда же можно отнести и группу Алексея Козаченко, экс-нардепа от почившей в бозе партии Ющенко НСНУ — телеканалы «Град» и «Первое радио — 87,5», который в союзе со своим партнером по бизнесу — Геннадием Чекитой, владельцем телеканала УТВ, пережили времена Януковича и даже несколько подняли свой рейтинг именно на волне критики режима. При этом в свое время в Одессе поговаривали, что именно Козаченко сыграл немалую роль в теневом сопровождении избирательного процесса и техническое обеспечение победы регионала Алексея Костусева на выборах мэра.

Бывшего губернатора Одесской области Владимира Немировского связывают с телеканалом «Первый городской», который делит напополам свою частоту вещания с ОДТРК. В арсенале экс-губернатора также был совсем недавно закрывшийся интернет сайт «Новостник».

Подводя итог, можно сказать, что командные с точки зрения многоканальности охвата и воздействия на аудиторию, позиции в одесских медиа по-прежнему занимают люди, которых гражданин Паниковский оценил с присущей ему прямотой: «Сразу видно человека из раньшего времени. Таких людей уже нет. Где? А скоро совсем не будет. Раз, два — и все!»

Интернет на троих

По результатам исследования уже упоминавшегося Михаила Мейзерского, опубликованного на сайте, лидерами сегмента в Одессе являются три проекта, на которые приходится около половины всего трафика — «Думская» Алексея Гончаренко, «048», который не связывают с кем-то из известных в Одессе политиков или бизнесменов и «Таймер» Игоря Маркова. Эти сайты интересны для большого количества читателей, а постоянная аудитория преобладает над ситуативной. Сайт «048» — носит, очевидно, прикладной характер, это скорее каталог предприятий и городской справочник, чем новостной ресурс. Однако интерес аудитории к нему показывает, что даже нишевые продукты могут быть привлекательнее, чем «новости ни о чем». По мнению автора исследования, «наиболее исчерпывающим для оценки популярности ресурса является время, проведенное аудиторией на сайте. В Европе и США именно этот показатель больше всего интересует рекламодателей. Например, лидер — Думская, — концентрирует более четверти от общего количества мероприятий, просмотров — уже треть, а времени — вплоть до 40,5%. Всего на тройку лидеров приходится 63,5% всего времени, тогда как на 14 малых сайтов — только 6%. Из этого можно сделать вывод, что рынок перенасыщен, а функционирование значительной части изданий не имеет особого смысла для аудитории. С другой стороны, в Одессе не хватает специализированных и тематических проектов».

Из сайтов, относящихся ко второй категории, можно выделить следующие: 

http://trassae95.com/ — контроль над которым имеет Иван Фурсин, выходец из Партии регионов, депутат-самовыдвиженец Верховной Рады, партнер Дмитрия Фирташа. Сайт выступал против Майдана. Сейчас старается подавать информацию нейтрально;

http://odessa-life.od.ua/ — проукраинский сайт, отдающий предпочтение информации о коммунальных и бытовых проблемах города. Явно не связан ни с кем из одесских политиков и местных «олигархов». Сайт и газета принадлежат Геннадию Чабанову, которому также принадлежит газета «На пенсии», а также газета «Одесская жизнь». Отличительной особенностью вышеуказанных изданий является их успешность и четкая определенность читательской аудитории;

http://odessa-daily.com.ua/ — детище главного редактора Леонида Штекеля, известного в Одессе гражданского активиста. Сайт информационно поддерживал Майдан, сейчас проявляет активную проукраинскую позицию в подаче новостей. Сайт также связывают с Анатолием Гриценко, от которого на прошлых парламентских выборах выдвигался Штекель, как член партии «Гражданская позиция»;

http://volnorez.com.ua/ — умеренно проукраинский ресурс;

http://hrabro.com/ — скорее «блог» или весьма минималистский, с точки зрения дизайна и контента, сайт принадлежит Вадиму Черному. Черный называет себя главой украинской анархической партии, но более известен как бизнесмен, и эпатажный чиновник, а не политик, поскольку походы в «большую политику» каждый раз заканчивались на дальних подступах к ней. Ресурс умеренно проукраинский. Большинство материалов язвительно критичны, иногда информация подтверждается документами, полученными из закрытых источников или взломанных аккаунтов, как в отношении бывших и нынешних властей, так и бизнесменов. В журналистских кругах поговаривают, что редакция сайта не стесняется «информационного шантажа» для укрепления своего финансового положения;

http://od-news.com/ — интернет-издание «Взгляд из Одессы» приписывают экс-мэру Одессы Эдуарду Гурвицу, ныне находящемуся в партии «Удар». Позиция проукраинская, но при этом один из немногих объектов постоянной критики — губернатор Игорь Палица, предположительно, в отместку за то, что тот не выступил против конкурента Гурвица в борьбе за мэрское кресло и поддержал Труханова;

http://rupor.od.ua/ — сайт активно выступал против Майдана, сейчас поддерживает сепаратистские настроения. В последнее время сосредоточился на городских новостях. Сайт предположительно принадлежит народному депутату, выходцу из ПР Антону Киссе, который известен своей пророссийской позицией и имеет большое влияние в Бессарабии, в районах компактного проживания болгар и гагаузов. Также сайт спонсируют бывшие губернаторы Одесской области Николай Скорик и Сергей Гриневецкий. Сайт активно выступает против губернатора Игоря Палицы. Сайт с угрожающим названием http://topor.od.ua/ также, по информации источников, финансируется депутатом Верховной Рады Антоном Киссе;

http://mayak.org.ua/ связывают с нынешним губернатором Одесской области Игорем Палицей. Сайт был создан менее года назад и носит информационно-развлекательный характер. Свою аудиторию сайт в наибольшей степени получает благодаря заходам через социальную сеть Facebook.

Бумага всё терпит. Даже фиктивные тиражи

По состоянию на 1 января 2014 г. в Одесской области было зарегистрировано 553 печатных средства массовой информации, из которых 376 — газеты, 177 — издания журнального типа. «По целевому назначению 467 печатных средств массовой информации представляются как информационные, 174 — рекламные, 46 — общественно-политические, 40 — справочные, 39 — для досуга, 18 — по вопросам экономики и бизнеса, 7 — религиозные, 4 — юридические и туристические и т. д.», — сообщил в начале года начальник регистрационной службы Главного управления юстиции в Одесской области Игорь Лысенко.

При этом установить точное количество реально издающихся печатных СМИ практически невозможно, так как далеко не все из них печатаются в одесских типографиях и тем более далеко не все отправляют контрольные экземпляры в соответствующие органы. По приблизительным оценкам издается с разной степенью периодичности не более четверти из зарегистрированных изданий. Скорее всего, в ближайшее время их число еще более сократится. Причины можно свести к двум основным — экономическая ситуация в стране и отрасли и политическая — неопределенность с датой местных выборов и наступившая некая определенность в национальной политической «кухне». Третий фактор, который пока не набрал силы, но может активизироваться в любое время — возобновление слухов о разгосударствлении СМИ. Лишенные хоть какого-то бюджетного «костыля» многие газеты органов власти, не готовые к самостоятельному плаванию, могут перестать существовать. Тем не менее, пока именно печатные СМИ органов власти и местного самоуправления составляют хоть какую-то конкуренцию региональным выпускам общенациональных «Сегодня», «Факты», «Вести», «КП в Украине».

В первую очередь, это газета «Вечерняя Одесса», созданная Борисом Деревянко в 1973 году. Издание сохраняет независимость, благодаря устойчивому бренду, обеспечивающему стабильную подписку и сбор рекламы в соответствующее приложение, которое и дает основной доход. Основной тираж газеты идет в область, в Одессе газета популярна только среди так называемых «привычных читателей».

«Чорноморські новини» — одно из немногих украиноязычных изданий региона. Финансируется облсоветом и облгосадминистрацией, правда, не так активно, как официальный орган этих органов власти «Одесские известия». По стилю подачи информации газета более ориентирована на сельскохозяйственные регионы.

«Одесский вестник» — официальное издание Одесского городского совета. Колеблется с «линией партии» в зависимости от политических пристрастий очередного мэра, наиболее влиятельных фракций горсовета и отдельных депутатов. Наибольшую известность газета получила в период руководства изданием одиозного Григория Кваснюка, ведущего авторского проекта на канале АТВ — «Правда», в этот период газета превратилась в агитлисток.

«Порто-франко» — одна из самых загадочных газет Одессы. Которая спонсируется издательским коллективом, состоящим из нескольких человек.

Газета «Слово», начинавшаяся в 90-х как проект молодого, амбициозного, прогрессивного мэра Эдуарда Гурвица и известного «известинского» журналиста Леонида Капелюшного, в конце тех же 90-х оказалась под крылом Национальной юридической академии, вернее — ее тогдашнего ректора Сергея Кивалова. Он до сих пор, по сведениям вашего автора, остается фактическим владельцем издания, в учредителях которого теперь значится названный с обычной для Одессы многозначительной горделивостью МГУ — Международный гуманитарный университет при той же академии. Главный герой газеты — Сергей Кивалов, герои поменьше, как и информационное наполнение газеты меняются в зависимости от его политических и экономических интересов.

«Деловая Одесса». Издание, позиционирующее себя как экономическое, приобрел перед выборами 1998 г. глава финансово-промышленной группы «Приморье», а ныне владелец многочисленной недвижимости в центре Одессы, отелей сети «Черное море», «Имэксбанка» и ФК Леонид Климов. Начиная с 2002 года газета активно поддерживает не только непосредственного хозяина, но и его политического патрона Виктора Януковича, конкурируя в тот период со «Словом». При этом сегодня издание имеет наиболее актуальный дизайн и лаконичный стиль в подаче информации, небольшой коллектив, что снижает накладные расходы.

«Юг» (бывшее «Знамя коммунизма»). На сегодняшний день газета не издается, но имеет свою электронную версию, которая регулярно обновляется. «Спонсором» газеты является Владимир Куренной.

В целом одесские печатные СМИ мало чем отличаются от большинства региональных украинских газет в части полного презрения к информированию рекламодателей и читателей. Тиражи, указанные в выходных данных, как правило, далеки от реальности. А готовность рекламодателя заплатить деньги за доступ к аудитории скорее зависит от красноречия рекламного агента или менеджера редакции и от репутации издания, чем от конкретно обоснованной и достоверной стоимости одного контакта.

Поэтому невозможно говорить о реальном охвате аудитории печатными СМИ, степени доверия к ним и экономической целесообразности их существования. Ведь если владельцы тратят на них деньги, значит зачем-то это им нужно?

При этом, специалисты достаточно нелестно отзываются о степени заангажированности одесских медиа. Так, медиаэксперты из Украинского образовательного центра реформ в сентябре-октябре провели мониторинг публикаций в региональных печатных СМИ для оценки соблюдения стандартов журналистики.

«По соблюдению журналистских стандартов Одесса даже в первую тройку не входит. В октябре, согласно мониторингу, заняла пятое место», — прокомментировала ситуацию медиаэксперт, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью ОНУ им. Мечникова Елена Иванова.

По мнению экспертов, многие из одесских СМИ нарушают принципы достоверности, полноты, баланса представленных мнений, часто невозможно в материале отделить факты от мнений журналиста. В результате в одесских медиа, по мнению экспертов, с сентября по октябрь уровень материалов с признаками заказных, или попросту джинсы, увеличился с 32% до 42%.

Мониторились печатные издания: «Чорноморські новини», «Одесская правда», «Вечерняя Одесса», «Курьер недели» (Измаил), а также интернет-СМИ: «Думская», «Таймер», «Трасса Е-95», «Одесская жизнь».

В итоге среди газет как перенасыщенную заказными материалами выделили измаильскую «Курьер недели», «Одесскую правду» и «Вечернюю Одессу», среди сайтов — «Таймер», «Думскую» и «Трассу Е-95». «Таймер» прямо обвинили в перепечатке непроверенной информации с сепаратистских сайтов.

Менее всего джинсы эксперты выявили в газете «Черноморські новини», а также на сайте «Одесская жизнь».

Нельзя сказать, что результаты мониторинга произвели в медиасообществе эффект разорвавшейся бомбы. Скорее подтвердили истину, что в Одессе таки можно купить всё…

comments powered by Disqus