Пропагандистские интервенции как малые воздействия на большие системы
Пропаганда стала сильнее, чем раньше, поскольку старая тоталитарная пропаганда действовала в режиме монолога, когда все альтернативное было подавлено. Нынешняя пропаганда действует в режиме диалога, ее фоном является разнообразие мнений, которое она пытается заменить одним-единственным. И она научилась побеждать в таких неоднозначных для нее условиях.
Возвращение блудного сына, или Повторный приход эпохи устности
Уход от печатного текста в сторону визуальности одновременно стал уходом и в сторону устности. Вспомним даже простую разницу в говорении с экрана и написании текстов. Телевизионные предложения короче, в них не бывает непонятных слов, идет многократное повторение, которое к тому же иллюстрируется кадрами.
Интернет и социальные медиа создали принципиально однородную коммуникативную среду
Социальные сети, обеспечив каждому право голоса, все же не дали ничего, кроме права на «крик» — так мы обозначим этот возможный «голос в пустыне» в комментариях. При этом прокричать может каждый, но услышать могут только избранных.
Новые возможности для пропагандистских коммуникаций
Современный мир попытался забыть пропаганду. Эта мотивация пришла из политики. На Западе пропаганду жестко приписали к двум тоталитарным государствам — довоенным Германии и России. Поэтому пришлось придумывать новое обозначение: теперь это «стратегические коммуникации», «операции влияния» и «стратегический нарратив».
Новая коммуникативная среда выборов и big data
Выборы Дональда Трампа стали ярким примером выхода на арену новой движущей силы выборов — социальных сетей. Это, вероятно, создало неясности с прогнозом и социологией традиционного типа, которые как бы упрямо не замечали прихода Трампа. Весь мир удивился результату, кроме тех, кто работал в выборах на него самого.
Пропаганда и социальные сети
Социальные сети изменили многие параметры человеческой жизни, что с неизбежностью должно было отразиться и на пропаганде. Новые технологи каждый раз существенно влияют на социосистемы. Например, СССР не смог бы сделать свою индустриализацию, не опираясь на новые медиа типа радио и кино, поскольку без них он не справился бы с созданием массовой рабочей профессии.
Как социальные медиа контролируются государствами
Война, конфликт всегда заставляют быть более внимательным к своим коммуникациям. Возникает потребность не только в цензуре как типе обороны, но и в атаке. Одной из первых включилась в контроль социальных медиа израильская армия, создав свою страницу в Фейсбуке.
Пропаганда и цензура: два крыла одного механизма
Пропаганда и цензура в своих жестких и мягких проявлениях не столько корректируют, сколько создают информационное и виртуальное пространство. В своих более «гуманных» вариантах они присутствуют в любом, даже самом демократическом государстве, поскольку власть всегда пытается усилить свои коммуникации, чтобы ее услышало все население.
Методы создания / разрушения чужого мнения и картины мира
Хороший контент строится на трансляции старых мифов в новой оболочке. Мифы не просто проверены временем, этим самым временем они вписаны в наш мозг как истина последней инстанции. Пропаганде не надо говорить ничего нового, ей надо напомнить старый миф.
Психотравмы в истории человечества
Весь XX век прошел под символами психологических травм наций и цивилизаций. Многие подобные негативные мегасобытия сформировали нации: холокост — евреев, геноцид — армян, голодомор — украинцев. 11 сентября как травма также сформировала дальнейшие стратегии безопасности для всего человечества.

Автори

К
С