Пятнадцать технологий современной пропагандистской и информационной войны (часть 1)
О создании управляемых массовых единств, управлении героикой, управлении врагами и другом инструментарии пропаганды.
Пропаганда в её историческом развитии
Пропаганда возникла не сегодня и даже не вчера. Все века она идет рядом с политической и религиозной властью. И многие решения того далекого времени вполне созвучны времени настоящему. Наше время принесло более быстрый и облегченный путь для пропаганды, поскольку появился массовый человек, у которого воспитали единые потребности и более или менее единый взгляд на мир.
Разные типы нетрадиционной пропаганды
Пропаганда каждый раз иная. Иногда это продвижение экономических взглядов, как в случае с продвижением либерального капитализма. Христианство шло по этому же пути. Его создателя апостола Павла именуют мифотворцем (mythmaker), поскольку он отобрал из слов и дел Христа то, что стало основой религии. Своеобразным вариантом пропаганды являются также избирательные технологии.
Инструментарий влияния: прошлые подходы и новые перспективы
Развитие теории влияния сегодня полностью зависит от прикладных областей. Влияние может быть кратко- и долговременным. Цитата из речи президента, пройдя путь из речи в газеты, а затем и в телевизионное обсуждение, может в конце концов оказаться в учебнике истории. А может стать мемом, распространившись в соцсетях.
Пропаганда: базовые трансформации
Пропагандисты стараются проникнуть не только в публичное пространство, но и в закрытое, личное. В сталинское время человека могли посадить за рассказанный анекдот, и результатом этого стало резкое снижение циркуляции «неправильных» сообщений даже на личностном уровне. Подобным образом домашняя среда, особенно в довоенное время, оказывалась насыщенной идеологическими символами.
Информационные войны: новые тенденции
Новости можно рассматривать как внутренние информационные интервенции, которые не только не помогают строить хоть какую-то модель мира, а разрушают ее. Вместо такой модели у нас в голове образуется каталог событий, и мы не можем их адекватно классифицировать.
Пропаганда vs. информационные операции: сходства и различия
Информационные операции нужны для того, чтобы решение было принято в пользу коммуникатора, поэтому достаточно часто они строятся на ложной информации.
«Промывание мозгов» как технология влияния
«Промывание мозгов» как технология предназначена для работы в закрытых системах, включая тоталитарные секты. Но отдельные элементы ее вполне пригодны и используются для работы в привычных нам открытых системах.
Государственный контроль сакрального: от пространства и времени до коммуникаций
Производство символов на душу населения наверняка было самым высоким в СССР. Любовь к правильному слову, а не к правильному поступку сохраняется и на постсоветском пространстве, где все научились красиво говорить, но ничего не научились делать. «Реформы», например, стали таким же недосягаемым словом, как и когда-то «коммунизм». Мы все идем к ним, никак не приближаясь.
«Чувствительные», «Альфы», «Грань», «Хранилище № 13» и другие фантастические фильмы в процессах формирования новых поколений
Фантастика серьезным образом раскрывает мозги зрителя в сторону нового и неожиданного. Сегодняшней частотной темой такой кино- и телефантастики стало раскрытие новых, чтобы не сказать совершенно иных возможностей человека.

Автори

К